Самое популярное время отдыха в России - вторая половина июля и август, поближе к "бархатному сезону". Именно в это время прибрежные города становятся похожи на постоянно двигающиеся живые организмы. Среди тех, кто предпочитает ехать к морю, Крым пользуется репутацией места, где можно хорошо и недорого отдохнуть. Информацией о том, как там обстоят дела на самом деле, мы решили поделиться на примере личного опыта.
Отпуск планировался заранее, а отсутствие заграничного паспорта, который находился на оформлении, резко сузило выбор пляжных курортов. Изначально было желание провести время где-нибудь в Турции или Черногории, а потому и в оставшейся доступной зоне действия российского паспорта ставка была сделана на комфортабельный отельный отдых в Крыму или на Кавказе. После изучения предложений и цен выбор был сделан в пользу российского черноморского побережья. Однако после знакомства с неожиданно высокими ценами на железнодорожные билеты, все же решено было ехать в Крым. Дело в том, что по каким-то совершенно неведомым обстоятельствам путешествие в Сочи на поезде оказалось в два раза дороже, чем в Крым. Причем добраться до самого известного российского курорта в купейном вагоне стоит дороже, чем долететь туда же на самолете.
Имея обширный опыт покупки самых разных билетов в Крым, решено было, дабы не трепать себе нервы, выкупать их за максимальный срок, т.е. за 45 суток. Однако на нужный день билетов не оказалось, но, зная, что в Крыму всегда можно снять квартирку-комнатку на пару дней, были взяты билеты на три дня раньше срока заезда в отель. Как сообщили в кассах, это были последние билеты на более-менее подходящие дни отъезда.
Из жизни носильщиков-миллионеров
Приключения российского туриста могут начаться задолго до прибытия на место отдыха. Так, один из соседей по отелю рассказал историю, что на Курском вокзале в Москве он имел неосторожность воспользоваться услугами носильщика багажа, предварительно не узнав цен на эту замечательную услугу. У вагона любезный "помощник" сообщил ему, что за доставку пары чемоданов от дверей вокзала к вагону он должен заплатить 3 400 рублей.
Таинственное исчезновение
Уже в вагоне вдруг выяснилось, что пассажиров вокруг мало - заняты всего два купе. А ведь билетов, судя по информации в кассах, не было уже за 45 дней до отправления. Неужели столько людей отказываются ехать в Крым в последний момент? Однако проводницы сообщили, что наблюдают аналогичную ситуацию не в первый раз, и не в первый же раз пассажиры им сообщают, что они купили "последние билеты".
Приключений с таксистами по прибытии и так называемыми "разводящими" в поезде избежать также удалось. Такси было заказано еще из Москвы по найденным в Интернете телефонам, а жилье решили искать в хорошо знакомом месте - поселке Форос.
Такси к вагону, или как спастись от "бомбил"
По сравнению с 2000 годом, уровень сервиса в Крыму заметно поднялся. Правда, доступен он по-прежнему не всем, и дело даже не в деньгах. Многие услуги даже подешевели или стали адекватны общему уровню цен, но об этих возможностях многим попросту неизвестно. Теперь в Крыму можно взять автомобиль напрокат, не оставляя при этом в залог стоимость всей машины и все свои документы. А заказ такси по цене оказался сопоставимым с ценами "бомбил" у вокзала, правда, после пятнадцати-двадцати минут торговли. Однако приятней, когда тебя встречают прямо у вагона и любезно освобождают от необходимости нести на себе самую тяжелую сумку. Машина была новая, что на крымском серпантине позволяет обойтись почти без сомнений - выдержат ли у памятника российского автопрома тормоза.
Кроме того, вместо бесконечных обычных предложений "заехать посмотреть" квартиру "бабушки в Мухалатке", "дяди в Севастополе" и еще целого ряда родственников, сдающих на лето единственное жилье на всем крымском побережье и центральной части полуострова, а также страшных рассказав, что все остальные только и хотят вас "кинуть" на деньги, был задан лишь один вопрос - нужна ли помощь в расселении, и если да, то какая именно. После отрицательного ответа разговор плавно перешел на другие темы.
Особенно выгодно заказывать такси тем, кто прибывает в Крым самолетом, так как тамошние "бомбилы", как, впрочем, и во многих других аэропортах, полностью уверены, что залетному гостю деваться некуда, и за свои услуги они просят баснословные деньги. Год назад таксисты с очень честным видом за дорогу от симферопольского аэропорта до Южного берега Крыма просили 500 гривен (около 100 долларов). В этом году туристы рассказывали, что подвезти их хотели уже за 1000 гривен - сумму, приблизительно равную стоимости билета эконом-класса на самолет Москва - Симферополь - Москва.
В крымской столице сразу бросилось в глаза, что, по сравнению с прошлым годом, наглядной рекламы и просто информации на украинском языке стало значительно больше. Возможно, это последствия "оранжевой революции", а может - просто "переход количества в качество". В остальном же дорога от Симферополя до Южного берега ничуть не изменилась и была так же красива.
Ищем жилье
Что касается цен в "частном секторе" Фороса, то их общий уровень заметно вырос даже по сравнению с прошлым годом. Снять так называемые "приличные двушки" предлагали уже за 35-60 долларов в сутки. Однако при желании и умении ориентироваться на местности можно было найти вполне симпатичное жилье за 15-25 долларов. Здесь стоит заметить, что, как правило, цены в Форосе несколько выше, чем в среднем по ЮБК.
Последующие два дня обследования поселка показали, что в ближайшее время, квартирному предложению тут, вероятно, будет составлена неплохая конкуренция со стороны небольших частных гостиниц. По всему Крыму мини-гостиниц появилось немало, и они уже предоставляют небольшой список дополнительных услуг, помимо крыши над головой. С учетом же роста цен в частном секторе стоимость проживания в таких мини-гостиницах практически сравнялась со съемом квартир.
Как не "проесть" все отпускные
Выросли цены и на еду, причем не только в Форосе. Кое-где пообедать можно по вполне "московским" ценам, что при привычке к трехразовому питанию довольно-таки накладно. Однако практически везде, если не полениться, можно найти варианты одновременно и "бюджетные", и "вкусные".
Немного о досуге
По сравнению с концом прошлого и самым началом нынешнего века, в Крыму стало отдыхать заметно больше украиноязычной публики. Еще каких-нибудь пять лет назад украинская речь на крымском курорте была редкостью.
Что касается досуга, то в Крыму можно найти многое, были бы деньги и желание. Хотя полюбившиеся многим туристам водные мотоциклы несколько дороговаты - 3,3 $ за одну минуту удовольствия. Не менее дорого заказать песню в кафе, если она не входит в репертуар тамошнего певца (большинство из них так и норовили как можно громче затянуть что-то типа "Мурки" или "Владимирского централа"). Желание сменить репертуар было подавлено ответом исполнителя - "230 гривен!" (чуть меньше 50 долларов).
Что касается "граблей", на которые все же пришлось наступить, то ими стало общение с носильщиками по дороге на вокзал. Не успело такси затормозить, как к нему уже подбежал какой-то молодой человек и "погрузил" на себя все сумки. Решив, что искать "официального" носильщика долго, пришлось воспользоваться его услугами. Они оказались где-то в два раза дороже официальных. С официальными носильщиками на вокзале в Симферополе вообще очень трудно повстречаться, хотя, по заверению вокзального начальства, они в природе имеются. Например, когда корреспондент Страны.Ru занималась вопросом переброски своих многочисленных сумок из камеры хранения на перрон, у официальных носильщиков, как сообщили в администрации вокзала, проходила "планерка". Любопытно, какие именно планы составляют люди такой не совсем творческой профессии? Так что пришлось сделать марш-бросок до перрона, неся весь скарб на себе. В связи с этим полезный совет путешественникам - договориться с таксистом заранее на большую сумму денег, чтобы он привез вас прямо к отправлению поезда и сам помог донести вещи до перрона. Вывод такой - экономить в Крыму можно, но только при наличии времени и способности к физическим нагрузкам.
Напоследок немного о политике
После бурных событий "оранжевой революции" было трудно удержаться от расспросов, как местные жители приняли смену власти на Украине. Крым - это "оппозиционный" регион страны победивших "оранжевых", поэтому интересно, каковы там ощущения политической и социальной реальности. Ни в коем случае не претендуя на репрезентативность, можно привести некоторые примеры рассуждений крымчан. Все эти люди никак не связаны с политикой и на власть смотрят через призму быта, поэтому не выстраивают сложных конструкций. Из негативных факторов, которые отмечают большинство людей - сильно выросшие цены на продукты питания. Положительными последствиями прихода к власти Виктора Ющенко называют уменьшение активности сотрудников ДАИ (государственная автоинспекция), амбиции которых в сборе на дороге "пожертвований" (особенно тяжело приходилось автотуристам с транзитными номерами, из них более всего - с московскими и подмосковными) новые власти заметно поубавили (18 июля 2005 года президент Украины Виктор Ющенко и вовсе отдал распоряжение подготовить указ о ликвидации Государственной автоинспекции, которая, по его словам, себя дискредитировала). Есть, однако, у жителей Крыма обиды и на российское руководство. В частности они очень болезненно реагировали на кампанию, которую якобы ведет Москва (об этом они слышали по местному телевидению), по недопущению россиян на курорты Крыма (дескать, сокращают число поездов и т.д.).
Поездив по Крыму, складывается впечатление, что там проводится кампания по украинизации Автономной республики на подсознательном уровне. Говоря об украинизации, речь идет о государственной, а не этнической принадлежности. Дело в том, что в Севастополе, Симферополе, Ялте, Алуште и других городах самым модным цветосочетанием является сине-желтый (цвета украинского флага). Такую окраску имеют морские прогулочные и экскурсионные кораблики, множество рекламных щитов и растяжек. Вплоть до сине-желтой окраски кабин у велорикшей. Хотя, вполне вероятно, что этот вовсе не государственная кампания, а совпадения, и в учебниках по дизайну часто говорится, что желтый и синий - это чуть ли не единственные цвета противоположных сторон спектра, которые хорошо сочетаются друг с другом.